Россия находится в чрезвычайно выгодном геополитическом положении. Линия арктического побережья охватывает почти половину широтного круга. В Арктике расположены почти 22% мирового шельфа, и большая часть арктического шельфа принадлежит нашей стране. В этом регионе находятся 30% территории России, в нем сосредоточены 20% ВВП и 22% экспорта нашей страны. При этом здесь проживают всего 1,7 млн человек, что, конечно, очень мало. И эти люди дают такой огромный вклад во внутренний продукт. По мере исчерпания ресурсов эта пропорция будет расти. Путь по Северному морскому пути в два раза короче и в два раза дешевле пути через Суэцкий канал. Это тоже сулит большие перспективы, учитывая бурное развитие стран Юго-Восточной Азии и необходимость логистического моста между ними и Европой. В стратегии развития арктической зоны, которая была принята и утверждена президентом России Владимиром Путиным в 2013 г., изложен полный комплекс мер по развитию арктического региона. РАН подключилась к этой работе с самого начала. Ученые России всегда высоко оценивали роль Арктики в экономике страны. Великий ученый М.В. Ломоносов считал, что географическое положение России обязывает искать выходы в свободный океан не в южных, а в северных широтах. Знаменитая фраза Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью, в оригинале звучит так: «Сибирью и Ледовитым океаном». Хотя Арктика была открыта еще в VI в. до н.э., ее активные изучение и освоение начались относительно недавно. И роль российских исследователей здесь чрезвычайно велика. В начале прошлого века большую роль сыграла Полярная комиссия, которая работала в период 1914–1936 гг. Активное участие в ней принимал бессменный председатель комиссии академик А.П. Карпинский. В течение большей части ХХ в. Советский Союз и Россия были пионерами освоения Арктики. В советский период был поставлен вопрос о промышленном освоении этого региона. Началось создание целой сети полярных радиометеорологических станций на материковом побережье Ледовитого океана и на его островах. Развивалось судоходство по Северному морскому пути, что в то время было действительно научным и человеческим подвигом.