Каталог статей. Страница 36

Я вспомнил строки А.С. Пушкина о солнце, как только узнал, что академик Валентин Николаевич Пармон стал лауреатом престижной премии «Глобальная энергия»:

Если провести конкурс на самый популярный химический термин, «катализ» не только не станет лидером, но и, скорее всего, не попадет даже в десятку. И напрасно! Современная наука, в частности химия, столь стремительно меняет свои приоритеты, что уследить за этим процессом нелегко. В первую очередь это касается катализа — той области науки, которая несет в себе черты не только химии, но и физики, математики, биологии. У катализа столь широкий диапазон применения, что о его особенностях — а не только существовании! — должен знать каждый.  

Российская экономика сегодня переживает затяжную рецессию, выход из которой ожидается не скоро. Эта ситуация лишь отчасти связана с санкционными ограничениями и с недостатком поступления в бюджет валютных поступлений из-за низких цен на нефть на мировом рынке. Главная причина – в исчерпании сложившейся экономической модели, которая в самом начале нового тысячелетия в определенной степени себя оправдала, но сейчас стала явным тормозом дальнейших социально-экономических преобразований. Последние безусловно связаны с необходимостью модернизации макроэкономической, бюджетно-финансовой и инвестиционной политики. Не менее, а, возможно, и более важные решения лежат в плоскости действенной инновационной политики государства и в модернизации стратегического планирования и управления на федеральном и региональном уровнях.

В Международном выставочном комплексе «Новосибирск Экспоцентр» в эти дни проходит очередной, четвертый по счету форум наукоемких технологий «Технопром». Затем откроется Петербургский экономический форум, в программе которого предусмотрен специальный доклад «Успешные практики регионального развития» с участием, в частности, Новосибирской области. К этим важным событиям Сибирское отделение РАН подошло с солидным багажом прорывных инновационных разработок, каждая из которых – отдельный повод гордиться уникальными мозгами и золотыми руками наших ученых.

Альф Хорнборг. Волшебство глобализации: технологии ассигнования от древнего Рима до Уоллстрит (Alf Hornborg. Global Magic: Technologies of Appropriation from Ancient Rome to Wall Street)

Научное общество им. С. П. Капицы

Вы за дождь или против? А как насчет ветра, града, тумана и молний? Ответ, конечно же, зависит от того, где вы сейчас находитесь, чем занимаетесь и какие у вас планы. Как часто в отношении погоды возможности не совпадают с желаниями! Но есть люди, которые способны разрешить наши недоразумения с метеорологическими явлениями почти в любой момент. Можно ли управлять погодой? Что возможно, а что нет? Насколько это безопасно? За подробными разъяснениями мы обратились к директору Института экспериментальной метеорологии, первому заместителю генерального директора НПО «Тайфун» по научной работе Владимиру Николаевичу Иванову.

На столе у Тимофея Евгеньевича Григорьева, начальника отдела нанобиоматериалов и структур Курчатовского комплекса НБИКС-технологий, находятся странные предметы и конструкции. Состоящая из нескольких пластиковых блоков трубочка, чем-то напоминающая детскую игру в бирюльки, — на самом деле высокотехнологичный штифт для лечения суставов, созданный на основе самых современных технологий. Похожая на губку для мытья посуды тряпочка — так называемая искусственная кожа, способная спасти человека с ожогами 90% поверхности тела. А «венчик», будто бы созданный для взбивания крошечных яиц, — это ловец тромбов, благодаря которому можно спасти жизни многих пациентов с сердечно­сосудистой патологией. Таких разработок в отделе, которым руководит Т.Е. Григорьев, десятки, и все они в не самом отдаленном будущем станут доступны для медицинских манипуляций любого врача. Некоторые разработки сейчас кажутся фантастикой, однако это и есть фундаментальная наука, убежден наш собеседник.

Водном из предыдущих номеров нашего журнала мы рассказывали, что российские биотехнологи разработали новый способ адресной доставки лекарств — через нос, где бы они не оседали, подобно средствам от насморка, а следовали непосредственно в мозг через обонятельную систему, минуя гематоэнцефалический барьер. Тогда исследования только начинались, хотя перспективы их казались фантастическими. Излечение болезней Альцгеймера и Паркинсона, рассеянного склероза — чем не достойная задача?

Два-три столетия назад пышные формы считались признаком здоровья и красоты. Сегодня ученые всего мира ищут причины и способы борьбы с этим, как оказалось, заболеванием, которое принимает масштабы эпидемии. Почему набрать вес легко, а избавиться от лишних килограммов очень сложно? Что такое инсулинорезистентность, метаболический синдром и абдоминальное ожирение? Какое отношение имеет к развитию ожирения микрофлора кишечника?

«Дерево опирается на корень, человек — на сердце». В свои афоризмы китайские мудрецы вкладывали несколько смыслов. В данном случае они имели в виду человеческую доброту: мол, только она способна сделать жизнь лучше, богаче, интересней. Жаль, что они мало знали о болезнях сердцах, иначе их образное выражение заиграло бы еще одной гранью — медицинской.

В структуре Томского политеха ИПР занимает почетное и законное первое место. Совсем скоро ему исполнится шесть лет, а если взглянуть глубже — 115. Он был создан 1 июня 2010 г. в соответствии с программой развития ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» на 2009-2018 гг. Институт был образован на базе старейших горных отделений университета, открытых в составе Томского технологического института императора Николая II (как назывался ТПУ до революции) еще в 1901 г.

В организации горного отделения принимал участие один из самых известных и авторитетных российских и советских геологов — академик В.А. Обручев. На кафедрах института обучались первый в Сибири академик АН СССР М.А. Усов, первый президент Академии наук Казахской ССР академик К.И. Сатпа- ев, первооткрыватель норильского рудного богатства профессор Н.Н. Урванцев, профессор М.К. Коровин, одним из первых указавший на перспективы нефтегазоносности Западной Сибири, и многие другие знаменитые ученые. Всего из стен предтечи ИПР — Института геологии и нефтегазового дела — вышли 15 академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР, а позже РАН.